Лечение депрессии у детей и подростков

К сожалению, отношение в нашей стране к психиатрии пока очень настороженное: люди стыдятся обращаться за помощью к психиатрам, обижаются на рекомендации сходить на консультацию к врачу и, в большинстве своем, уверены, что психотропные препараты превратят их в «овощи» или вызовут глубокую зависимость. Не удивительно, что родители маленьких пациентов с большим удовольствием обратятся к знахаркам и священникам, чем поведут чадо на прием к психиатру.

Но как поступить, если признаки депрессии у ребенка настолько очевидны, что их становится невозможно игнорировать?

  • Во-первых, необходимо поговорить с ребенком, попытаться выяснить в чем причина его переживаний. Если обстановка в семье напряженная, например, развод родителей или смерть одного из родственников, рассказать ребенку о том, что такое в жизни случается, и в этом нет и быть не может его вины.
  • Во-вторых, постараться исправить микроклимат в семье. Решить все свои проблемы, обратиться к психологу, оградить ребенка от скандалов и негативного влияния взрослых. Важно в решении любых личных проблем делать выбор в пользу семейного комфорта. Если один из супругов злоупотребляет алкоголем, а второй стремится не допустить разводной ситуации, потому, что «ребенок должен воспитываться в полной семье», это ошибка — вред от созависимых отношений с человеком, сознание которого регулярно затуманивается зеленым змием, в разы превышает негативные последствия от воспитания ребенка одним родителем. Если перед матерью встает выбор «вернуться на любимую работу или полностью посвятить себя семье», неверно будет приносить себя в жертву собственному ребенку, потому как чувство неудовлетворенности и беспричинной злости на него, будет гораздо вреднее, чем общение малыша с няней или бабушкой. Не забывайте: ребенок — это индикатор ваших семейных отношений.
  • В-третьих, не бойтесь обратиться к специалисту. Превратить малыша в аптечного наркомана никогда не входило в сферу интересов людей в белых халатах. Препараты, применяемые для лечения детей в России, неоднократно доказывали свою эффективность в клинических испытаниях. Там более, зачастую проблему ребенка удается решить психотерапевтической коррекцией. Детям нравится работать с психологом, потому что эти сеансы часто проходят в игровой форме, в виде арт-терапии. Подросткам приятно общение со взрослым, воспринимающим их как равного, выслушивающего и не критикующего их. Такой опыт помогает в будущем формировать модель доверительного общения с родителями, не воспринимать их как представителей враждебного мира.

 

Психотерапевтические методы

Основные виды психологической коррекции включают:

  • Семейная психотерапия. Суть этого метода заключается в выявлении и нивелировании факторов, приведших к развитию состояния ребенка. А также поддержка родителей, объяснение им причины болезни, достижение позитивных изменений в жизни семьи. Подходит для пациентов как раннего, так и подросткового возраста.
  • Когнитивно-поведенческая психотерапия. Направлена на то, чтобы изменить представление ребенка о психотравмирующих ситуациях, научить его пошагово справляться с проблемами, повысить самооценку и выстраивать позитивные межличностные контакты. Такая модель психотерапии хорошо зарекомендовала себя в лечении депрессии у школьников и подростков и заключается в индивидуальных и групповых тренингах.
  • Межличностная психотерапия. Целью этой методики является укрепление самооценки ребенка, развитие способности отреагировать свои эмоции, рассказывать о переживаниях, а также конструктивно решать трудные ситуации. Вид методики психотерапевтической коррекции зависит от индивидуальных особенностей пациента: кому-то лучше подойдут проективные игровые или арт-терапевтические сеансы, для артистичных натур — методика психодрамы (разыгрывание по ролям), в редких случаях — психоанализ.

Фармакотерапия

Терапия депрессивных расстройств у детей состоит из трех этапов:

  1. На первом этапе осуществляется психологическая поддержка, семейное консультирование.
    Если этого оказалось недостаточно, применяются описанные выше психотерапевтические методики. Клинически выраженный эффект следует ожидать через 4-6 недель занятий.
  2. Если ответ на терапию отсутствует или незначительный, в схему лечения добавляют антидепрессанты из группы Селективных Ингибиторов Обратного Захвта Серотонина. Препаратами первого выбора являются: Сертралин (Золофт), Пароксетин (Паксил), Флувоксамин (Феварин), Флуоксетин, Циталопрам. Особенностью этих препаратов является минимальная выраженность побочных эффектов и взаимодействий с другими препаратами, простота в приеме (1 раз в сутки), безопасность при передозировке.
  3. В случае выявления у ребенка симптомов нарушения мышления, патологического фантазирования или бредовых расстройств, назначают минимальные дозы нейролептиков. Наряду с психотропными препаратами, назначают ноотропы, не обладающие активирующим действием: глицин, фенибут, а также проводят общеукрепляющее лечение и физиотерапию.

На сегодняшний день наиболее эффективной считается комбинация когнитиво-поведенческой терапии с приемом минимальной дозы флуоксетина.

 

Профилактика

Частой ошибкой является желание родителей «поберечь печень» ребенка и отмена препаратов после наступления клинического эффекта, а также попытка поберечь семейный бюджет и отказ от работы с психологом. Прекращение поддерживающей терапии чревато не только возвращением симптомов болезни, но и развитию резистентных форм депрессии, для лечения которых могут понадобиться более серьезные препараты, например, трициклические антидепрессанты, обладающие рядом выраженных побочных эффектов. Лечение депрессии, независимо от ее тяжести, длится не менее трех месяцев, как бы хорошо ребенок ни реагировал на препараты.

Необходимо отметить, что депрессия, проявившаяся в раннем возрасте, часто возникает вновь: у 25% детей симптомы возвращаются через год, у 70% — через пять лет. Такие дети всегда нуждаются в заботе и поддержке родителей, чтобы они научились распознавать обострения на раннем этапе, и вовремя принимать меры к его купированию. А также следить за его питанием, должным уровнем физической активности, но ни в коем случае не переусердствовать, чтобы ребенок не ощущал себя «неполноценным».

Самое главное, дать ребенку почувствовать, что в семье его любят независимо от успехов в учебе и популярности среди сверстников, напоминать ему, что для родителей он всегда будет самым лучшим и дома ему всегда рады.